На нашем сайте представлены около 1000 заданий для подготовки к ЦТ по биологии. Общий план экзаменационной работы представлен ниже.
читать полностью: спецификация.
Работа состоит из 40 заданий: заданий I уровня сложности — 2 (5%), задания II уровня сложности — 12 (32%), III уровня сложности — 16 (42%), IV уровня сложности — 7 (18%), V уровня сложности — 7 (3%).
Задания с выбором верного ответа (Часть A) — 16, заданий с кратким ответом (Часть B) — 22.
Часть А включает задания закрытого типа, выполнение которых предполагает выбор правильного ответа из пяти предложенных. Часть В включает задания открытого типа, при выполнении которых необходимо сформулировать ответ и оформить его в виде слова, словосочетания, целого числа, последовательности цифр или сочетания букв и цифр.
Работа рассчитана на 120 минут.
Ведущие идеи, закономерности, теории и законы, изучаемые в курсе учебного предмета «Биология»: многоуровневая организация живой природы, биологическое разнообразие, взаимосвязь биологических систем между собой и с компонентами неживой природы, эволюция, целостность живых систем, взаимосвязь строения и функций, клеточная теория, эволюционная теория, законы наследственности.
Структурная и функциональная организация одноклеточных и многоклеточных организмов, биоценозов, биогеоценозов, экосистем, биосферы, популяция как структурная единица вида и эволюции.
Важнейшие биологические процессы и явления: преобразование веществ и энергии (биосинтез белка, фотосинтез, дыхание), деление клеток, размножение, питание, дыхание, передвижение, рост и развитие, наследственность и изменчивость организмов, закономерности действия экологических факторов, круговорот веществ и превращение энергии, механизмы видообразования, основные пути и направления эволюции.
Многообразие живых организмов, их классификация и характеристика основных групп организмов, роль разных групп организмов в природе и жизни человека.
Особенности строения и жизнедеятельности организма человека, предупреждение заболеваний, гигиена органов и систем органов, здоровый образ жизни.
Влияние человека на биосферу, экологические проблемы, сохранение биологического разнообразия, селекция живых организмов, ее основные методы, биотехнология, ее основные направления, охрана природы.
Решение биологических задач.
Первый профильный | Второй профильный | Все предметы | |
Белорусский язык Русский язык | 25–100 баллов | 10–100 баллов | 7–100 баллов* |
Математика Физика Химия Биология | 20–100 баллов | 10–100 баллов | |
Обществоведение География | 25–100 баллов | 15–100 баллов |
* В Университет гражданской защиты МЧС РБ, Военную академию РБ, Институт пограничной службы РБ, на военные факультеты и специальности «Производство, хранение и переработка продукции растениеводства», «Животноводство. Рыбоводство. Пчеловодство», «Сельское строительство и обустройство территорий», «Мелиорация и водное хозяйство», «Агроинженерия»
A1−A16 |
1 балл — верно 0 баллов — неверно | В9–В11, В15, В16, В22 |
2 балла — верно 0 баллов — неверно |
В1–В8, В12–В14, В17–В21 |
2 балла — верно 1 балл — частично верно 0 баллов — неверно |
Частично верным ответ будет засчитан в случаях, если в задании с несколькими верными ответами 1, 3, 5 выбрано, либо на один ответ больше, либо на один меньше: например 1, 2, 3, 5, и 1, 3, соответственно. А если выбрано 1, 3, 4, то ответ будет считаться неправильным, так как тут две ошибки (неправильно выбран ответ 4 и не выбран правильный — 5). Когда в части В нужно сопоставить понятия и определения (А1Б2В4Г3), частично правильным считается задание с одной неправильной цифрой.